Часто можно слышать от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются?» Как ни посмотришь – все играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?»
Как же многие родители ошибаются! Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества – умного, доброго а главное, здорового человека. Разве развитие мелкой моторики – не готовит детей к овладению письменными навыками?
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.
Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
- Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
- Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
- Плести косички из жестких ниток;
- Рисовать и штриховать карандашами.
Предложите ребёнку помочь перебрать вам крупу, при этом: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать крупинки между большим и указательным пальцами, совать пальцы в мешок.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, сопровождая это словами:
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Можно предложить ребёнку перекатывать пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Возникают проблемы у дошкольников и младших школьников, с умением ориентировать в пространстве и на листке бумаги. В этом случае можно предложить ребёнку рисование по клеточкам или написать графический диктант:
- Нарисовать в середине листа домик.
- Слева от домика – забор.
- Справа от домика – цветы.
- Перед домиком – машину.
- За домиком - две ёлочки.
- В левом верхнем углу – солнышко.
- В правом верхнем углу – две тучки.
- Самостоятельно раскрасить рисунок.
Для развития мелкой моторики продаются готовые пластмассовые трафареты на разные темы: «Животные», «Птицы», «Овощи» и т.д. Дети обводят их, а затем раскрашивают. Также можно отрабатывать штриховку в разных направлениях. Детям старшего дошкольного возраста предложите выложить из палочек то, о чём говорится в стихотворении:
Я строил рожицу
В зеркале себе.
Рожица смешною
Показалась мне (выкладывать смешную рожицу).
Материал подготовлен с использованием интернет-источников