Порядок подачи заявлений об осуществлении административных процедур

Порядок обращения за выполнением административной процедуры в электронной форме

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» заявление заинтересованного лица может быть подано в устной, письменной и электронной форме.

Заявление заинтересованного лица в устной форме подается в ходе приема заинтересованного лица.

Заявление заинтересованного лица в письменной форме подается в уполномоченный орган:

  • в ходе приема заинтересованного лица;
  • нарочным (курьером), по почте, если в соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется личного присутствия заинтересованного лица.

Заявление заинтересованного лица в электронной форме подается через единый портал электронных услуг после получения к нему доступа:

  • без использования средств идентификации;
  • с использованием уникального идентификатора заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным лицом является юридическое лицо);
  • с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2020 г. № 271.

Выдача уникального идентификатора

Порядок получения уникального идентификатора определен Положением о порядке получения уникального идентификатора, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637.

Уникальный идентификатор – средство идентификации гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления.

Уникальный идентификатор позволяет войти в персональный электронный кабинет на едином портале электронных услуг и осуществить:

  • подачу (отзыв) заявлений об осуществлении административных процедур;
  • получение административных решений (уведомлений о принятых административных решениях);
  • подачу (отзыв) административных жалоб в электронной форме.

Для получения уникального идентификатора необходимо обратиться в службу «одно окно» местного исполнительного и распорядительного органа по месту проживания, в Национальный центр электронных услуг или в иные государственные организации, уполномоченные Советом Министров на выдачу уникального идентификатора с документом, удостоверяющим личность.

На основании заявления о выдаче уникального идентификатора установленной формы, содержащей также согласие гражданина на сверку персональных данных в информационных ресурсах Министерства внутренних дел, работник службы выдачи инициирует формирование личного электронного кабинета гражданина и оформляет извещение о выдаче уникального идентификатора установленной формы.

Уникальный идентификатор включает в себя логин (имя учетной записи гражданина в ОАИС) и пароль.

Применение уникального идентификатора позволяет гражданину получить доступ в личный электронный кабинет.

Личный электронный кабинет формируется в автоматическом режиме одновременно с получением гражданином уникального идентификатора

Гражданин имеет право самостоятельно изменить первичный пароль, а также в последующем формировать новый пароль неограниченное количество раз.

Изменение первичного пароля и формирование нового осуществляются при авторизации в личном электронном кабинете.

Отметка о получении извещения удостоверяется подписью гражданина.

В выдаче гражданину уникального идентификатора отказывается в случаях:

  • непредставления документа, удостоверяющего личность, и (или) несогласия на проведение сверки сведений, указанных гражданином при подаче заявления о выдаче уникального идентификатора, в порядке, определенном настоящим Положением;
  • предоставления недействительного документа, удостоверяющего личность;
  • наличия уникального идентификатора;
  • выявления факта несоответствия сведений о гражданине и документе, удостоверяющем личность, при проведении сверки согласно пункту 7 настоящего Положения.

Гражданин имеет право отказаться от использования уникального идентификатора посредством подачи соответствующего письменного заявления в службу выдачи и предъявления документа, удостоверяющего личность.

Отказ гражданина от использования уникального идентификатора влечет прекращение возможности осуществления через личный электронный кабинет административных процедур в электронной форме с использованием уникального идентификатора в качестве способа доступа к единому порталу. При этом работник службы выдачи инициирует блокировку доступа к личному электронному кабинету с использованием уникального идентификатора.

ВНИМАНИЕ!

В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и ЗАПРАШИВАЮТСЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Заинтересованное лицо при подаче заявления вправе самостоятельно представить эти документы и (или) сведения.

В случае, если для осуществления административной процедуры, которая в соответствии с настоящим перечнем должна осуществляться бесплатно, требуется запрос документов и (или) сведений от государственных органов и иных организаций, за выдачу которых предусмотрена плата, и гражданами не представлены такие документы и (или) сведения самостоятельно, граждане оплачивают выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений.

 

Права и обязанности заинтересованных лиц, а также третьих лиц

при выполнении административных процедур

Выписка из Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 443-З «Об основах административных процедур»

Статья 10. Права заинтересованных лиц

Заинтересованные лица имеют право:

  • обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;
  • бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
  • получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
  • принимать участие в осуществлении административных процедур лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  • получать административные решения (их копии, выписки из них);
  • отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
  • обжаловать принятые административные решения;
  • отозвать свою административную жалобу;
  • осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Статья 11. Обязанности заинтересованных лиц

Заинтересованные лица обязаны:

  • вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
  • представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором-седьмом части первой пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;
  • вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;
  • своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Статья 111. Права и обязанности третьих лиц

  1. Третьи лица имеют право:
  • получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
  • знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  • отозвать свое согласие (в том числе выраженное путем проставления подписи на заявлении заинтересованного лица) на осуществление административной процедуры в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
  • обжаловать принятые административные решения;
  • отозвать свою административную жалобу;
  • осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.
  1. Третьи лица обязаны:
  • вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

 

 

 

Порядок обжалования административного решения

подробнее...