Советы учителя-дефектолога

РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Сенсорными называются игры, цель которых — дать ребёнку новые чувственные ощущения:

 зрительные (например, ребёнок видит яркие цве­та, их перетекание друг в друга, смешивание);

— слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);

— тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания; соприкоснове­ния, объятия с другим человеком);               

— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);

— обонятельные (ребёнок вдыхает и учится разли­чать разнообразные запахи окружающего);

— вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

         Виды рекомендуемых сенсорных игр:

  • игры с красками
  • игры с водой
  • игры с мыльными пузырями
  • игры со свечами
  • игры со светом и тенями
  • игры со льдом
  • игры с крупами
  • игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
  • игры со звуками
  • игры с ритмами
  • игры с движениями и тактильными ощущениями

         В начале занятий с ребёнком главная задача проведе­ния сенсорных игр — установление эмоционального кон­такта между педагогом и ребёнком. Аутичному ребёнку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привык­нуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребёнка, наладить с ним контакт.

         Рассмотрим процедуру формирования игрового навыка у ребёнка с аутистическими нарушениями на примере игры с крупами. Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фа­соль, рис (его можно окрасить пищевыми красителями).

Игра ПРЯЧЕМ РУЧКИ

         Насыпаем гречневую крупу в глубокую миску (сенсорный столик), опустим в неё руки и пошевелим пальцами, ощутим её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

         Спрячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем будем искать.                                             

         На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

Игра  ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

         В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зёрнышки. Будем сыпать птичкам зёрнышки. Ку­шайте, птички, зёрнышки!»

Игра ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

         Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпаем крупу в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

Игра ДОЖДЬ, ГРАД                                              

         Ребёнок может захотеть рассыпать крупу. Можно позволить ребёнку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождём» или «градом». По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. В завершение такой игры организуем уборку.

Игра  РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

         Перемешать в мисочке немного фасоли и гороха. За­тем просим ребёнка разделить горох и фасоль и раз­ложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасоль перемешались. Давай разложим горошин­ки на эту тарелочку, а фасоль на эту».

         Играя с ребёнком в такие игры, учим его радо­ваться и радуемся вместе с ним. Внутренний мир ре­бёнка с аутистическими нарушениями часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстра­нённости от людей. Такие игры позволяют наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребёнка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.

      Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребёнком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуа­ций и вариантов одной и той же ситуации. В данном случае возможны следующие варианты развития игрового навыка:  использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.

      Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:                                      

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребёнка;

— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребёнка человека, который понимает его;

— получение ребёнком новой сенсорной информа­ции, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;                             

— внесение в игру новых социальных смыслов по­средством введения сюжетов, что в целом приближает ребёнка к миру людей, даёт новые представления о со­циальных взаимоотношениях.

 

Использованный источник:

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С РАС  

 

 

  1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и  здоровье    ребёнка.   Неуравновешенность, неврозы,  стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка. Не  дают   объективно оценить ни его  потенциал,    ни  актуальные   потребности.  Доброжелательная  атмосфера  в  семье  существенно  повышает шансы  детей  с  аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него  истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие  чего он больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

  1. Не отождествляйте себя с ребёнком

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель  болезненно  воспринимает  любое отклонение от ожиданий, которые он  питает  в  отношении  ребёнка,  переживает  его  неудачи  как  свои собственные.  Ребёнок   под   гиперопекой   испытывает   проблемы   с   приобретением   навыков  самостоятельного  обслуживания,  что  в дальнейшем  отрицательно  скажется  во  взрослой жизни.   Разумный  подход в  данном  случае   —   обучение,  а  не  обслуживание.

Примеры:

а) Ребёнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока  ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.

б) Ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут  вопросы).

  1. Не забывайте о необходимости самообразования

Регулярное  чтение  научных  работ  специалистов  в области   расстройства аутистического  спектра,  личных  блогов  и  форумов  родителей, воспитывающих  таких  же  детей,  может  быть  полезно.  При  этом  важно помнить,  что  необходим  системный подход, а  не  хаотичное перебирание различных  вариантов на  основе  чужого  положительного  опыта.  В  первую очередь  нужно  ориентироваться  на  вашего  конкретного  ребёнка  и  его характеристики.  

Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим  ребёнком и найдите действенные для него методы.

  1. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС

Любые  родители  и  дети — разные  личности  с  различающимися наборами способностей.  Ребёнок  с  аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного  стиля. Специальные     интересы могут   стать   профессией.    В  любом    случае  поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять  будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.

Примеры:

а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать  данные.

б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной  графике и т.д.

  1. Не занимайтесь насильственной социализацией ребёнка с РАС

Навыки  вступать  в  коммуникации,  поддерживать  их,  устанавливать взаимные  связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области  ведут  к  замкнутости,  тревожному  расстройству личности и депрессии.  Любое  хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребёнка удовлетворение, а  не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте  с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

  1. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области.  Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне громкости, слепит,  давит.  Это  то,  что  ощущает  и  осознаёт ваш  ребёнок. Ваша  задача  —  облегчить  ему это состояние.

Примеры:

а) Ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом  центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то  попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать,  приобретите одежду из других материалов и другого размера.

  1. Не применяйте физическое насилие

Наказание  ремнём,  шлепки,  удары  и  любое  иное  физическое воздействие на  детей   недопустимы.   Ни   опыт   предшествующих   поколений,   ни   трудности   с  воспитанием,  ни  личное  тяжёлое эмоциональное  состояние родителя  не  могут  быть оправданием такого рода действий.

 

Использованный источник: https://kras-rc.ru/UserFiles/File/distancion/defektolog/soveti_rod_det_s_ras.pdf