РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Сенсорными называются игры, цель которых — дать ребёнку новые чувственные ощущения:
— зрительные (например, ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
— слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
— тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания; соприкосновения, объятия с другим человеком);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребёнок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего);
— вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Виды рекомендуемых сенсорных игр:
- игры с красками
- игры с водой
- игры с мыльными пузырями
- игры со свечами
- игры со светом и тенями
- игры со льдом
- игры с крупами
- игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- игры со звуками
- игры с ритмами
- игры с движениями и тактильными ощущениями
В начале занятий с ребёнком главная задача проведения сенсорных игр — установление эмоционального контакта между педагогом и ребёнком. Аутичному ребёнку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребёнка, наладить с ним контакт.
Рассмотрим процедуру формирования игрового навыка у ребёнка с аутистическими нарушениями на примере игры с крупами. Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис (его можно окрасить пищевыми красителями).
Игра ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпаем гречневую крупу в глубокую миску (сенсорный столик), опустим в неё руки и пошевелим пальцами, ощутим её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Спрячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем будем искать.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Игра ПОКОРМИМ ПТИЧЕК
В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зёрнышки. Будем сыпать птичкам зёрнышки. Кушайте, птички, зёрнышки!»
Игра ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпаем крупу в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.
Игра ДОЖДЬ, ГРАД
Ребёнок может захотеть рассыпать крупу. Можно позволить ребёнку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождём» или «градом». По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. В завершение такой игры организуем уборку.
Игра РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешать в мисочке немного фасоли и гороха. Затем просим ребёнка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасоль перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасоль на эту».
Играя с ребёнком в такие игры, учим его радоваться и радуемся вместе с ним. Внутренний мир ребёнка с аутистическими нарушениями часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстранённости от людей. Такие игры позволяют наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребёнка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребёнком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации. В данном случае возможны следующие варианты развития игрового навыка: использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребёнка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребёнка человека, который понимает его;
— получение ребёнком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребёнка к миру людей, даёт новые представления о социальных взаимоотношениях.
Использованный источник:
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.